Опубликовано:
17.10.22 17:10

Дорожному сообществу представлен проект новой концепции развития профессионального образования

13 октября в рамках Х юбилейной специализированной выставки-форума «Дорога 2022» состоялось всероссийское совещание «Развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства». Мероприятие стало площадкой для обсуждения актуальных тем, касающихся профессиональной подготовки специалистов дорожного хозяйства, продвижения программ обучения с учетом новых, перспективных и инновационных отраслевых трендов.

В совещании приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство», заместитель председателя Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Николай Быстров, генеральный директор Ассоциации «РАДОР», председатель Общественного совета при Росавтодоре Игорь Старыгин, руководители федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, органов управления дорожным хозяйством субъектов РФ, представители Российского университета транспорта, Московского и Сибирского государственных автомобильно-дорожных университетов, а также других отраслевых организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для дорожно-строительной отрасли.

В своем приветственном слове Роман Новиков отметил, что основой развития кадрового потенциала отрасли является образование. «Этот вопрос актуальный, есть большое количество незакрытых тем в части развития кадрового потенциала», - сказал он. - Они не касаются непосредственно отраслевой тематики, а носят общесистемный характер. Но нам надо, чтобы кадровый потенциал воспитывался, развивался и совершенствовался с учетом развития современных технологий и техники».

Николай Быстров презентовал проект концепции развития дорожного образования до 2035 года, разработанный отраслевыми экспертами вместе со специалистами Ассоциации дорожного образования и Академии дорожного хозяйства РУТ (МИИТ). Докладчик перечислил основные проблемы в области подготовки дорожных кадров с высшим образованием: отсутствие четкого разделения компетенций и сфер трудоустройства бакалавров и магистров, низкий уровень адаптации выпускников вузов к современным требованиям производства. Также он обратил внимание на такие аспекты, как отсутствие отраслевых специальностей в пятилетних программах обучения, снижение количества бюджетных мест и отсутствие роли регуляторов дорожной деятельности в совершенствовании системы организации высшего образования.

По словам Николая Быстрова, регулирование отраслевого образования важно для формирования единообразных образовательных программ, соответствующих требованиям отрасли. По данным докладчика, в настоящее время более 50 вузов, осуществляющих подготовку кадров для дорожной отрасли, вправе самостоятельно формировать образовательные программы, и этот процесс не регулируется ни Минтрансом России, ни Федеральным дорожным агентством.

Федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов в области дорожно-строительной деятельности также не подлежат согласованию с отраслевыми организациями в должной мере. «Вопрос, который мы задали себе, анализируя ситуацию: какие существуют обязательства у образовательных учреждений по согласованию образовательных программ с главными регуляторами дорожной деятельности – Минтрансом, Росавтодором? Образовательные программы в дорожной сфере не требуют согласования с отраслевыми организациями», – подчеркнул Николай Быстров.

Новая концепция развития дорожного образования учитывает необходимость взаимодействия и вузов, и регуляторов дорожной деятельности, и производственных и общественных организаций. Координация деятельности по развитию системы образования при этом возлагается на учебно-методический центр в области дорожного хозяйства, роль которого призвана исполнить Академия дорожного хозяйства при Российском университете транспорта, образованная в сентябре 2022 года.

Руководители МАДИ, СибАДИ и других вузов, готовящих отраслевых специалистов, рассказали об особенностях своей работы: формировании современных образовательных программ, сотрудничестве с производственными организациями и стимулировании научной деятельности.

И.о. ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Наталья Золотарева рассмотрела задачи учреждений среднего профессионального образования (СПО) в рамках реализации программы «Профессионалитет», рассчитанной до 2030 года. Этот федеральный проект направлен на синхронизацию кадровой потребности предприятий с возможностями системы СПО. «Это флагманский проект для системы среднего профессионального образования, его реализует Министерство Просвещения РФ, - рассказала Наталья Золотарева. - Он вобрал в себя все лучшее, что существует в практике подготовки специалистов среднего звена, и усилен современными технологиями. Колледж – центральное место подготовки кадров в рамках проекта «Профессионалитет», причем в новом контексте – с еще более тонкой настройкой образовательного учреждения на потребности конкретных работодателей, с повышением интенсивности и эффективности учебного процесса, внедрением в него цифровизации». Участники мероприятия сошлись во мнении о необходимости совместного участия в создании типовых образовательных программ в сферах как высшего, так и среднего профессионального образования. Подспорьем для этого станет новый учебно-методический центр на базе Академии дорожного хозяйства, который сделает профессиональное взаимодействие более эффективным.

Достигнутые в ходе совещания договоренности и принятые решения были закреплены заключением соглашений о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам развития кадрового и научного потенциала дорожного хозяйства между Федеральным дорожным агентством и Российским университетом транспорта (РУТ), а также между РУТ, МАДИ и СибАДИ. В частности, в соглашениях идет речь о проектировании и внедрении новых образовательных стандартов и программ высшего образования, о подготовке кадров, обладающих необходимыми компетенциями для успешного выполнения стратегических задач по развитию дорожной деятельности. В центре внимания ‒ разработка актуальных, практико-ориентированных программ повышения квалификации для работников дорожного хозяйства в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В рамках соглашения между Росавтодором и Российским университетом транспорта планируются мероприятия по стимулированию спроса на образовательные продукты, развитию сетевых форматов подготовки кадров, включая проведение производственной практики совместно с заинтересованными проектными и дорожно-строительными организациями, производителями материалов и изделий. Предусмотрено планирование и выполнение поисковых и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих создание и внедрение в дорожное хозяйство инновационных решений, совершенствование системы контроля качества строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а также повышение безопасности дорожного движения.

Предметом соглашения между отраслевыми вузами РУТ, МАДИ и СибАДИ является организация сотрудничества и взаимодействия сторон в области развития дорожного образования, необходимого для успешной, долгосрочной и бесперебойной работы дорожного хозяйства страны, реализации национальных проектов и цифровой трансформации.

 


  

Предыдущая новость  | Назад | Следующая новость

Просмотров: 444 | Комментарий: 0 |

Наши партнеры